Федосеева село Шубинское
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 11408.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Федосеева Светлана (УИ №283844, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в соответствии с ФГОС»
Воспитатель: Федосеева С.И. Федосеева Светлана Ивановна (Ф.И.О. педагога) воспитатель (специальность) высшее (образование) 2года (стаж педагогической работы) нет (квалификационная категория) «Организация образовательного процесса в разновозрастных группах в соответствии с ФГОС» (курсы повышения квалификации) Сентябрь 2014г. (дата начала работы над темой) Август 2016г. (предполагаемая дата окончания работы) Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в соответствии с ФГОС» Направление: физкультурно-оздоровительное. Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: · Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, уточнить понятие «здоровьесберегающие технологии». · Рассмотреть условия применения здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. · Внедрить в систему работы по физическому воспитанию здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Актуальность: • Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.. • Высокий уровень заболеваемости, малое количество детей с первой группой здоровья, необходимость повышения показателей развития физических качеств(по результатам мониторинга) • Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие денег на приобретение нужного оборудования, самое главное, низкий температурный режим в спортивном зале, эти причины стали основанием для поиска новых эффективных и доступных форм работы с детьми в сложившихся условиях. Ожидаемые результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ Для детей: 1. Сформированные навыки здорового образа жизни. 2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям. 3. Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности. 4. Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. Для родителей: 1. Сформированная активная родительская позиция. 2. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья. 3. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три группы: • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.). О.В.Петров В эту систему входит: 1.Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинским работником, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2.Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы. 3.Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ 1. Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых (ДОУ, районные соревнования). 2. Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. 3. Обсуждение вопросов о здоровьесбережении на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. 1. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. 2. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ 3. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.). 4. Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ. Система здоровьесбережения в ДОУ: различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул); комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов; оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ Медико-профилактические: организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста; закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН. Физкультурно–оздоровительные Технологии Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.) Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая Физкультурные занятия. Фитболгимнастика, Проблемно-игровые : игротренинги, игротерапия Коммуникативные игры Серия занятий«Уроки здоровья» Точечный самомассаж Технологии музыкального воздействия Сказкотерапия Фонетическая ритмика
Здоровьесберегающие образовательные технологии технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Литература: 1. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва. 2. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим». – М.: ТЦ Сфера, 2004 (программа развития). 3. Иова Е. П. «Утренняя гимнастика». – М.: Просвещение. 4. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие). – М.: ТЦ Сфера, 2009. 5. Программа воспитания и обучения Васильевой Л.А. 6. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва 7. «Здоровье дошкольника», научно-практический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва 8. Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон 9. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику».-М.: Эксмо, 2008 Перспективный план
Здоровье – это главное жизненное благо. Януш Корчак В современном российском обществе значимость здоровья детей неизмеримо возрастает, что обусловлено целым рядом факторов. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В последние десятилетия всё чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье детей. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения касается не только семьи, но и воспитателей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В связи с этим, сегодня ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для образования и воспитания большинства детей, более того, появляется ряд учреждений, которые серьезно отнеслись к этой проблеме и работают именно в этом направлении. Данные технологии позволят сохранить и укрепить здоровье детей сегодня - вырастить и воспитать здоровое поколение России. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом РФ «Об образовании» (ст. 51). Современный воспитатель должен уметь применять психолого- педагогические технологии, позволяющие построить воспитание и образование так, чтобы не нанести ущерб здоровью воспитанника 17 января 2016 в 08:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.