Федосеева село Шубинское

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 11408.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Федосеева Светлана (УИ №283844, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в соответствии с ФГОС»

 

 

 

 

Воспитатель: Федосеева С.И.

Федосеева Светлана Ивановна

(Ф.И.О. педагога)

воспитатель

(специальность)

высшее

(образование)

2года

(стаж педагогической работы)

нет

(квалификационная категория)

«Организация образовательного процесса в разновозрастных группах в соответствии с ФГОС»

(курсы повышения квалификации)

Сентябрь 2014г.

(дата начала работы над темой)

Август 2016г.

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников

 в соответствии с ФГОС»

Направление: физкультурно-оздоровительное.

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

· Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, уточнить понятие «здоровьесберегающие технологии».

· Рассмотреть условия применения здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

· Внедрить в систему работы по физическому воспитанию здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.

Актуальность:

• Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др..

• Высокий уровень заболеваемости, малое количество детей с первой группой здоровья, необходимость повышения показателей развития физических качеств(по результатам мониторинга)

• Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие денег на приобретение нужного оборудования, самое главное, низкий температурный режим в спортивном зале,  эти причины стали основанием для  поиска новых эффективных и  доступных форм работы с детьми в сложившихся условиях.

Ожидаемые результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ

Для детей:

1. Сформированные навыки здорового образа жизни.

2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям.

3. Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4. Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сформированная активная родительская позиция.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

 Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три группы:

• Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

• Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 ЭТАП

Подготовительный

(сентябрь- январь 2014г.)

1. Изучение материала по данной теме и изучение литературы.

2. Определение цели задач работы над темой.

3. Прогнозирование предстоящей работы.

2 ЭТАП

Практический

(январь 2015г. - июль2016г.)

1. Планирование на новый учебный год.

2. Выступление о ходе работы на педагогических собраниях ДОУ

3. Посещение методических объединений для педагогов по ФГОС.

3 ЭТАП

Заключительный

(август 2016г.)

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Выступление на заседании педагогических советов ДОУ. Итог работы.

3. Распространение опыта.

 Здоровьесберегающие технологии

- система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.). О.В.Петров

В эту систему входит:

1.Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинским работником, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 

2.Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.

3.Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ

1. Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых (ДОУ, районные соревнования).

2. Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.

3. Обсуждение вопросов о здоровьесбережении на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

1. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

2. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ

3. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).

4. Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.

Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

 Система здоровьесбережения в ДОУ:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Медико-профилактические:

организация мониторинга здоровья дошкольников;

разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

закаливание; 

организация профилактических мероприятий в детском саду; 

организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.

Физкультурно–оздоровительные

Технологии

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

Физкультурные занятия.

Фитболгимнастика,

Проблемно-игровые : игротренинги, игротерапия

Коммуникативные игры

Серия занятий«Уроки здоровья»

Точечный самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Сказкотерапия

Фонетическая ритмика

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии

технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1.Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2.Гимнастика пальчиковая

Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

3.Подвижные и спортивные игры

Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр

4.Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную музыку, звуки природы

5.Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах

В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др

6. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

7. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

8. Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении ДК, школы и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

9.Образовательная деятельность по физической культуре

2-3 раза в неделю в спортивном зале и на улице младший возраст – 15 – 20 мин.

Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ . Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

10. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах

Различные варианты проведения.

 Литература:

1. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал;

 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

2. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим».

– М.: ТЦ Сфера, 2004 (программа развития).

3. Иова Е. П. «Утренняя гимнастика». – М.: Просвещение.

4. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие).

 – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Программа воспитания и обучения Васильевой Л.А.

6. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал;

ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

7. «Здоровье дошкольника», научно-практический журнал;

 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

8. Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования

 «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон

9. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику».-М.: Эксмо, 2008

 Перспективный план

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

 Методическая работа

Изучение методической литературы по теме

Оформление и пополнение папки по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ

Постоянно

Создание фотоальбома с изображениями различных видов спорта, атрибутов.

Наличие альбома

Октябрь

Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

Наличие пособий

Ноябрь-февраль

Консультация для педагогов на тему: «Задачи образовательной области: «Физическая культура»

Контроль заведующей

Ноябрь

Разработка долгосрочного проекта «Сундучок здоровья»

Наличие проекта

Февраль

Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т.д.

Наличие картотек

Март-апрель

 

Работа с детьми

Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни

Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития

Постоянно

Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации.

Контроль заведующей

Постоянно

Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для занятий

Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе

Ноябрь, декабрь

Проведение «Недели здоровья»

Контроль заведующей

1 раз в 3 месяца

Изготовление коллажей по теме: «Здоровое питание», «Я и спорт»

Контроль заведующей

Ноябрь

Беседы с детьми о ЗОЖ

Наличие конспектов бесед

Постоянно

Проведение соревнований «В здоровом теле – здоровый дух»

Конспект развлечения

Апрель

Разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ

Контроль заведующей

Постоянно

 Работа с родителями

Выпуск периодической оздоровительной газеты

Наличие газет

1 раз в 3 месяца

Подготовка журналов для родителей «Неболей-ка!», «Здоровье в наших руках», «Сундучок здоровья»

Наличие журналов

Октябрь - ноябрь

Изготовление информационных буклетов о здоровом образе жизни

Распространение буклетов среди педагогов ДОУ

Декабрь

Анкетирование «Что мы знаем о здоровье»

Анализ анкет

Январь

Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья»

Протокол родительского собрания

Апрель

Здоровье – это главное жизненное благо. Януш Корчак В современном российском обществе значимость здоровья детей неизмеримо возрастает, что обусловлено целым рядом факторов. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В последние десятилетия всё чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье детей. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения касается не только семьи, но и воспитателей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В связи с этим, сегодня ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для образования и воспитания большинства детей, более того, появляется ряд учреждений, которые серьезно отнеслись к этой проблеме и работают именно в этом направлении. Данные технологии позволят сохранить и укрепить здоровье детей сегодня - вырастить и воспитать здоровое поколение России. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом РФ «Об образовании» (ст. 51). Современный воспитатель должен уметь применять психолого- педагогические технологии, позволяющие построить воспитание и образование так, чтобы не нанести ущерб здоровью воспитанника

17 января 2016 в 08:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.